Введение: Прототипы, тернистый путь

Бытует мнение, что не распадись Советский Союз, наши автомобили сейчас вполне могли бы конкурировать с западными аналогами по уровню технологий, качеству сборки и стоимости. Самые известные заводы СССР выпускали серийные модели, которые визуально не были особо примечательными и зачастую повторяли зарубежные аналоги, на базе которых и были спроектированы. Но Советский Союз славился гениальными конструкторами и инженерами — их новаторские идеи и разработки, основанные на технологиях будущего, порой превосходили все ожидания и представления о современном автомобилестроении.

Создание новой модели автомобиля занимает немало времени, а возникающие ошибки и несовершенства требуют длительных доработок. Не все прототипы достигают конвейера, зачастую оставаясь лишь на чертежах или находят свое место в музее в единственном выпущенном экземпляре. Причин тому несколько: не только технические несовершенства, нерациональность эксплуатации и сложность ремонта, но и элементарная занятость конвейера серийными моделями или расхождения во мнениях среди руководства. И все же несколько моделей вполне достойны серийного производства, поражая передовыми технологиями, комфортом и функционалом.

АЗЛК-2144 «Истра»

Автомобиль изготовлен в единственном экземпляре в конце 80-х под руководством инженера-конструктора Куликова.

Прототипы

Специально для этой модели в Кирове изготовили дюралевый кузов без центральных стоек и широкие двери, открывающиеся подобно «крылу чайки».

Прототипы

Алюминиевый кузов весом всего 700 кг обеспечивал отличные аэродинамические показатели. Под капотом — трехцилиндровый турбированный дизельный ДВС Elsbett мощностью 68 л.с., спроектированный для работы на рапсовом или ином растительном масле. Масло выступает и в качестве топлива, и в качестве охладителя, что позволяет значительно снизить энергопотерю, расход топлива на 25% и тем самым увеличить КПД. На автомобиль установили прибор ночного видения, а на лобовом стекле расположилась индикация показаний приборов. Полноприводная бесступенчатая трансмиссия, пневматическая подвеска, ABS и система безопасности — скорее напоминает современный автомобиль.

А все потому, что модель была спроектирована в рамках проекта «Автомобиль-2000» — по мнению конструктора, таким и должен был стать автомобиль в следующем тысячелетии. Увы, в 1993 году финансирование проекта закончилось.

НАМИ-ЛуАЗ Прото

В 1988 году коллектив инженеров НАМИ работал над созданием вместительного, проходимого и комфортного джипа для серийного производства.

Прототипы

Целью было снижение расхода топлива, уменьшение снаряженной массы и расширение эксплуатационных возможностей. Кузов изготовили из стального каркаса, на который закрепили пластиковые панели в целях повышения практичности, устойчивости к коррозии и ремонтопригодности.Прототипы

Под капотом — МеМЗ-245 от Таврии, а шестиступенчатая трансмиссия работала без межосевого дифференциала и раздаточной коробки с постоянным приводом на задние колеса.

Независимая передняя подвеска изготовлена из алюминиевого сплава и установлена на съемный подрамник, что облегчает ремонт и улучшает шумоизоляцию. Салон-трансформер и съемная пластиковая крыша обеспечивают многофункциональность и вместительность. Автомобиль в разы превосходил аналогичный ЛуАЗ-1301, но, к сожалению, руководство заранее сделало выбор в пользу последнего.

Москвич 408 «Турист»

Серийный Москвич 408 впервые сошел с конвейера с 1964 году. В то же время наряду с «седаном», «универсалом» и «Фургоном» главному конструктору АЗЛК Андронову поручили разработать спортивное купе-кабриолет с расчетом на бельгийский рынок.

Прототипы

Всего было выпущено два экземпляра, один — в алюминиевом кузове, другой — в стальном. После удаления крыши жесткость кузова усилили за счет Х-образного подрамника и порогов увеличенного сечения.

Прототипы

Руководство посчитало, что прототипы были изготовлены в кустарных условиях в отсутствии необходимой документации. Поэтому шанса на серийное производство автомобиль не получил. До нашего времени ни один экземпляр не дожил.